Съемка натюрмортов, произведений искусства

         

Корректура


В настоящей главе рассматриваются следующие вопросы:

Необходимость своевременной корректуры. Визирование. Редакторская правка и корректура текстов. Виды корректуры.
Проверка правильности размещения текстов и графики на страницах публикации. Вывод пробных отпечатков на композитном принтере, особенности отпечатков на принтере. Формальная процедура подписания в печать.
Проба цветоделения на лазерном принтере. Проверка PostScript-файла в программе Adobe Acrobat. Использование специального программного обеспечения для проверки цветоделения.
Проверка фотоформ, полученных из сервис-бюро. Отпечатки на цвето-пробном автомате и оценка необходимости проведения цветопроб.


Анализ образцов печатных красок.
Пробный оттиск в типографии, его анализ. Наиболее распространенные виды брака при печати.
Этап подготовки издания, рассматриваемый в этой главе, необходим при издании любых публикаций — от офисной документации до газет и книг. Все готовящиеся к печати документы должны быть тщательно и неоднократно проверены. Нем дальше продвигается процесс издания, тем сложнее и дороже сделать исправления. Исправление незамеченной опечатки после вывода форм на фотоавтомате зачастую приводит к колоссальным временным и финансовым затратам.

Визирование


Здесь уместно подчеркнуть важность организаций, работы с заказчиком. Предъявление пробных отпечатков на лазерном принтере, предназначенных для целей корректуры, во многих случаях не влечет за собой никаких попыток проверки и исправления неточностей со стороны клиента. Он бывает очень доволен и благословляет публикацию в тираж. Однако, увидев пробные оттиски из типографии, а иногда и готовый тираж, этот же самый человек начинает тщательно проверять публикацию, а найдя в ней опечатки, погрешности верстки, другие ошибки, сделанные по вашей или по его вине, объявляет о необходимости их исправления. Последнее может быть проведено только путем перепечатки тиража за ваш счет. Описанной ситуации можно и нужно избегать. Сделать это, как ни странно, в большинстве случае весьма просто. Организуйте систему визирования любого пробного отпечатка заказчиком. Каждый пробный оттиск, от корректуры текста до цветопроб, должен иметь подпись клиента на каждой странице. На каждом оттиске должна стоять пометка вашей рукой: что именно заказчик утверждает — текст, расположение элементов верстки (макет), цветовое решение или оригинал-макет в целом. Заказчик должен быть ознакомлен с возможностями легкой погрешности цвета в типографии и с тем, что отпечаток на цветном принтере и даже цветопроба не дают абсолютно точной цветопередачи. Лучше, если это тоже будет где-то записано и подписано клиентом, например на конверте, куда вкладываются цветопробы и фотоформы. На первых порах работы по выпуску публикаций не делайте исключений ни для одного заказчика, требуйте визы даже со своих знакомых. Если вас обвинят в педантизме, можно сослаться на порядок, заведенный руководством фирмы. Вероятность того, что эти визы вам пригодятся, крайне низка. Зато в случае конфликта вы будете обладать оружием, по мощности сравнимым с ядерным. Как убедились авторы книги, факт подписания пробного оттиска весьма полезен и для общего дела — печати качественной публикации, поскольку заставляет клиента более ответственно отнестись к корректуре. А лишняя пара глаз, да еще таких заинтересованных, в любом случае не повредит.

Подготовка текста


Текст публикации, набранный без лексических, грамматических и пунктуационных ошибок и опечаток, — непременное требование к любому изданию. Даже если заказчик согласен с низким уровнем подготовки издания в пользу сокращения ее сроков, не пропускайте никаких стадий корректуры. По качеству подготовки текста и верстки о вашем издательстве будут судить другие потенциальные заказчики.

Набранный в текстовом процессоре текст публикации обработайте программой проверки грамматики. Такие программы есть в локализованных версиях текстовых процессоров, например Microsoft Word. Они несовершенны, однако обратят ваше внимание на грубые ошибки и явные ляпсусы. Проверку орфографии также можно организовать в текстовом процессоре. В PageMaker имеется встроенная программа проверки орфографии, а значит, проверить правописание можно и после импорта текста в PageMaker. Разумеется, что "проверка правописания должна предшествовать верстке, поскольку при исправлении ошибок возможны подвижки текста.

Наличие корректора не снимает необходимости проверки орфографии, а может быть, и грамматики. Если публикация велика, то такая проверка устранит грубые ошибки и впоследствии будет легче разобраться в первой корректуре. А если размер документа невелик или он не очень ответственный (документы для использования внутри фирмы, мелкая полиграфия — этикетки, открытки, визитки, брошюры и другие небольшие публикации), то вычитка текста корректором не производится и самостоятельная вычитка будет единственным методом подготовки текста перед выпуском. При вычитке придерживайтесь следующих правил.

Проверка текста делается по бумажному отпечатку. На бумаге опечатки и ошибки видны гораздо лучше, чем на экране. Для корректуры распечатайте публикацию.
Тот, кто делает набор, обязательно пропустит ошибки при вычитке. Для проверки текста нужен "свежий глаз". Подготовьте макет для проверки и отдайте его другому человеку, пусть почитает. Если публикация ответственная, лучше, чтобы проверяющих было двое — они проверят текст по очереди. Не забудьте о проверке оттиска клиентом и подписании в печать.
Примечание

Еще один способ проверки важных данных в публикации (например, таблиц) — проверка вдвоем: один из проверяющих читает оригинал вслух, другой вносит исправления.


Стадии подготовки издания


После представления авторского оригинала в издательство, его рецензирования и положительного решения о его издании рукопись должна проделать длинный путь до готовой книги. В разных издательствах принят различный порядок подготовки публикации. Однако в общем случае эта процедура такова:

Сначала автор представляет рукопись редактору. Редактор производит наиболее серьезные изменения в произведении, относящиеся к структуре, методами изложения, стилю и другим основополагающим моментам публикации. Все изменения он обсуждает с автором, и последний осуществляет доработку в соответствии с рекомендациями редактора.
После этого рукопись приходит в набор и профессиональные машинистки набирают текст в текстовом редакторе. Так возникает текст публикации. Часто стадия набора в издательстве вообще отсутствует, поскольку автор представляет рукопись в электронном варианте.
Набор поступает на первую корректуру. Данная корректура представляет собой сверку набора с оригиналом и исправление замеченных опечаток.
На следующей стадии редактор тщательно проверяет текст публикации на отсутствие противоречий, сверяет ссылки, исправляет погрешности стиля, составляет список личных имен, названий и сложных слов для корректора. Сам редактор или верстальщик вносит исправления в набор по согласованию с автором.
Набор отправляется на корректуру. Для редакторской правки и корректуры необходима бумажная распечатка публикации, которая осуществляется до макетирования. Для первой и второй корректуры качество печати публикации роли не играет. Корректор исправляет ошибки, а также частично делает стилистическое редактирование, если что-либо было пропущено редактором.
Примечание

Для корректуры нужно нанять работника — профессионального корректора. Наем такого человека можно осуществить в машинописных бюро, крупных издательствах и типографиях. Профессионализм корректора очень важен для качества публикации, хороших корректоров не так уж много. С корректором обычно заключается договор, в котором обязательно указываются сроки, подробно описываются вид работы и ее стоимость. Стоимость корректуры колеблется в зависимости от типа и срочности. Различают простейшую корректуру — исправление орфографических и грамматических ошибок, стилистическую правку и сверку — сличение набора с оригиналом. Сверка обязательна в случае издания художественных, особенно классических произведений.

    После корректуры рукопись возвращается для внесения исправлений, перед которым редактор согласовывает те или иные исправления корректора, снимает его вопросы.
    После внесения исправлений верстается макет. Если работа заказная, самое время показать ее клиенту и утвердить текст будущей публикации.
    После этого публикацию печатают для второй корректуры (в случае обычного, не сокращенного процесса подготовки издания). Обратно возвращаются две пачки листочков — первая из них чистая, без исправлений, вторая требует внесения не замеченных или не внесенных в прошлый раз исправлений. Обратите внимание, что макет уже существует, и исправления желательно проводить без подвижек текста.
    Далее макет печатается целиком и отсылается на подписную корректуру. Подписная корректура должна быть отпечатана качественно. Обратно возвращаются чистые листы макета, без исправлений, и на каждом листе стоит подпись корректора. Это значит, что корректор проверил каждую букву публикации и гарантирует высокое качество публикации с точки зрения русского языка. Изменения в макете после подписной корректуры нежелательны.

Формальная процедура подписания в печать


О необходимости утверждения работы заказчиком было сказано в начале главы. Позаботьтесь о том, чтобы на каждой странице подписной корректуры публикации стояла подпись клиента. Обязательно сообщите ему о важности этого этапа подготовки издания и о том, что в дальнейшем внести исправления в публикацию будет очень трудно и делаться это будет за его счет. Вообще, чем более формализована будет процедура подписания в печать, тем лучше. В разделе, посвященном выпуску цветных публикаций, мы остановимся на особенностях утверждения пробных отпечатков при цветной печати.


Применение лазерного принтера для вывода контрольных отпечатков


В вашем распоряжении уже имеется недорогой и надежный инструмент для изготовления контрольных оттисков макета — лазерный принтер. В следующих разделах рассматриваются различные способы его применения для получения контрольных оттисков.


Миниатюры


Контрольный оттиск, на котором представлено по несколько страниц издания на листе в уменьшенном виде, дает возможность оценить внешний вид публикации в целом (см. гл. 23). Если вы воспользовались оборотной печатью, то на одну страницу пробного оттиска можно выводить разворот с двумя смежными страницами.

Печать композитных оттисков


Для получения общего представления о макете, даже многоцветном, можно отпечатать публикацию совмещенным оттиском на лазерном принтере.


Черновой режим печати

Если контрольный оттиск делается для корректуры текстовой части макета (переносов, кернинга, разбиения на строки), установите в диалоговом окне Print Document (Печатать документ) флажок'Proof (Черновик). В таком режиме вывода PageMaker заменяет все импортированные графические изо-

бражения перечеркнутыми косым крестом прямоугольниками, что значительно сокращает время вывода на печать (особенно — сложных макетов и объемных публикаций).


Проверка файлов перед передачей материала в сервис-бюро


При подготовке файла к передаче в сервисное бюро вам, разумеется, захочется посмотреть, как будет выглядеть страница публикации на пленках, отпечатанных на фотонаборном автомате. Такая информация может быть получена различными способами, с разной степенью достоверности.


Проверка PostScript-файла


Приблизительное представление о результатах может дать просмотр генерированного PageMaker PostScript-файла публикации с помощью пакета Adobe Acrobat. Полученный после генерации файл обработайте программой Adobe Acrobat Distiller, а затем просмотрите данный PDF-файл в программе просмотра Acrobat Reader. Обе эти программы входят в комплект PageMaker (см. гл. 18). Обязательно просмотрите полученный PostScript-файл на предмет правильности цветоделения, корректности макета, наличия служебной информации — меток обрезки, приводных крестов, сведений о форме и др. Этой цели служат приемы, описанные в последующих разделах.


Контрольный вывод файла на лазерный принтер


Вывод PostScript-файла на лазерный принтер преследует две цели. Во-первых, это дополнительная проверка качества цветоделения и правильности макета. Во-вторых, с помощью вывода на лазерный принтер производится проверка принципиальной возможности вывода файла на печать. Если ваш лазерный принтер не печатает макет, его необходимо переработать. Найдите причину отказа и добейтесь, чтобы макет выводился без ошибок. Если макет публикации не удается вывести на лазерный принтер с разрешением 300 или 600 dpi, можно почти с полной уверенностью утверждать, что точно так же, аварийно, закончится и его вывод на фотонаборный автомат с разрешением 3600 dpi.


Проверка на наличие в макете потенциально аварийных ситуаций


В гл. 23 дается перечень нежелательных ситуаций, которые могут привести к аварийному завершению вывода на печать. Проверьте макет публикации на экране в соответствии с этим перечнем, отыскивая в нем сложные графические изображения, маски обрезки, вложенные описания гарнитур и файлы в формате EPS, злоупотребления приемом поворота объектов средствами PageMaker и т. д. По мере возможности устраните эти "мины замедленного действия" до передачи материалов в сервисное бюро.


Программа обработки ошибок PostScript


В PageMaker имеется встроенная программа обработки ошибок PostScript (см. режим Options (Варианты) диалогового окна команды Print (Печатать)). Если в процессе предварительного вывода на лазерный принтер возникла аварийная ситуация, этой программой обязательно следует воспользоваться — она поможет обнаружить причину ошибки.

Перед выводом публикации в файл на диске узнайте в сервисном бюро, следует ли включать в его состав программу обработки ошибок PostScript. Возможно, сервисное бюро предоставит вам используемую ими программу обработки ошибок PostScript для включения в файл. Для того чтобы воспользоваться ею, необходимо скопировать файл программы в языковую папку, вложенную в папку РМ65. Имя файла программы следует изменить на P65ERROR.PS.


Корректура цветных изображений


Корректура цветных изображений до настоящего времени остается одной из самых сложных задач в издании публикации. Дело в том, что внешний вид будущей цветной публикации остается загадкой вплоть до пробных оттисков на офсетной машине. Любые пробные отпечатки дают лишь приблизительное представление о том, что вы увидите в тираже. Однако, кроме сюрпризов цветопередачи и приводки цветов, которыми вас может "порадовать" типография, возможны сбои и ошибки, которые вы можете и должны предотвратить. Очень важна корректность фотоформ, по которым будет осуществляться процесс печати. Для того чтобы формы были корректны, вы должны правильно осуществить цветоделение и создать верный PostScript-файл. Для осуществления правильного деления публикации на формы необходимо, чтобы правильно были заданы атрибуты цвета каждого цветного элемента публикации. Итак, начнем проверку публикации.


Проверка результатов цветоделения при помощи лазерного принтера

Выведите цветоделенные формы прямо из публикации на обычном лазерном принтере. Не забудьте включить отображение типографских меток и информации о странице. Установите режим цветоделения. Все эти параметры задаются в диалоговых окнах команды Print-(Печатать). О печати документа рассказывается в гл. 23.

По отпечаткам можно судить:

о правильности распределения объектов, окрашенных плашечными цветами, по соответствующим формам;
о наличии цветоделения объектов, окрашенных составными цветами, и импортированных объектов;
о корректности расположения элементов макета при выводе; о правильности углов растра для составных цветов.
Если элементы простых цветов расположены неправильно, проверьте присвоение цветов еще раз. Не забудьте о том, что импортированные объекты в формате EPS нежелательно окрашивать внутри PageMaker. Если импортированный объект не подвергается цветоделению, а помещается в виде полутонового изображения на черную форму, то, скорее всего, для него в исходном приложении была выбрана цветовая модель RGB. В случае неправильного цветоделения откройте диалоговое окно Links Manager (Связанные файлы) (см. гл. 11) и проверьте, в какой цветовой модели описываются импортированные объекты. Выйдите в приложение и измените цветовую модель на CMYK, а затем обновите связь с графическими файлами. Об углах растра читайте в гл. 23.


Пробные оттиски на цветном принтере


Ваша работа может быть выведена совмещенным оттиском на струйном или лазерном цветном принтере. Такой оттиск стоит недорого и может быть сделан на разных этапах работы прямо в присутствии заказчика. Отпечаток может быть выполнен на качественной бумаге и выглядит очень привлекательно. Это немаловажно, если вы работаете по заказу. Такой оттиск, конечно, не будет полностью передавать цвета настоящей публикации, что связано, прежде всего, с узостью цветового охвата типографского станка. Тем не менее оттиск на цветном принтере весьма полезен для получения общего представления о том, как публикация будет выглядеть после печати. Если ваш принтер поддерживает управление цветом, воспользуйтесь его преимуществами для эмуляции типографского оттиска на цветном принтере.

Демонстрация пробного отпечатка на принтере должна завершать подготовку макета и предшествовать выводу PostScript-файла. Попросите клиента завизировать каждую страницу публикации. При демонстрации отпечатка клиенту обязательно объясните, что цветопередача при выводе нарушена и вы показываете лишь примерный вид издания.


Критерии оценки качества продукции


Изначально следует оговорить, по каким критериям будет оцениваться публикация. Необходима ли максимально точная цветопередача или достаточно добиться приятного для глаза сочетания цветов? В первом случае вам придется уделить публикации большее внимание, начиная от сканирования и заканчивая печатью. Обязательно проведите цветопробы в сервис-бюро.

При оценке результатов сканирования цветных фотографий уделите особое внимание хорошо знакомым и нейтрально-серым цветам: погрешность в их воспроизведении сразу бросается в глаза.

Важнейшими из цветов названной категории являются телесные цвета. Они традиционно считаются наиболее трудными для полиграфии. Особого внимания передача телесных цветов требует в тех случаях, когда на одной фотографии изображены представители различных рас. Не забудьте об этой особенности фотографии при сканировании и обработке. Обязательно присутствие при печати в типографии. В противном случае цвет всех лиц на фотографии печатники могут случайно отрегулировать по какому-то одному. Представляете, какого цвета в данном случае будут лица у клиентов?..

Кроме телесных, существует множество других хорошо знакомых цветов. Каждому известно, как выглядят металлическая поверхность, апельсин, яблоко, банан, этикетка пепси-колы. Такие предметы будут выглядеть реалистично только при точном цветовоспроизведении.


Композитные и деленные цветные контрольные оттиски


В сервис-бюро вам могут предложить два типа пробных отпечатков — композитные, выведенные из файла на высококачественном цветном принтере (лазерном, термодиффузионном или струйном), и деленные, которые выполняются на цветопробном аппарате с выведенных фотоформ.

Первые гораздо дешевле, однако дают лишь приблизительное представление о конечном результате. Цветопередача профессиональных цветных принтеров, разумеется, гораздо точнее, чем "домашних", дешевых. В этом смысле на них чаще всего можно положиться. Однако принтер для цветопроб печатает, как любой принтер, из файла. Полученный отпечаток никак не оценивает качество выведенных пленок, они просто не участвуют в образовании изображения.

Ниже перечислены три типа цветных принтеров, на которых получают композитные цветопробы.

Цветные лазерные принтеры и копиры, оснащенные интерпретаторами PostScript и поддерживающие управление цветом. Например, совместно с копирами DocuColor фирмы Xerox используются контроллеры Fiery фирмы EFI. Они способны имитировать цвета типографских триадных красок и плашечных цветов PANTONE Process для некоторых типов бумаги.
Термодиффузионные принтеры (например, ЗМ Rainbow) наносят краску на специальную глянцевую бумагу.
Высококачественные струйные принтеры распыляют цветную краску на бумагу микроскопическими каплями (точно так же, как недорогие струйные принтеры). В сервисных бюро чаще других используются модели Iris и Stork Bedford.
Цветные и струйные принтеры могут печатать на любой бумаге, в частности на той, которую вы выбрали для печати тиража (что положительно характеризует точность цветопробы). Для термодиффузионных принтеров требуется специальная бумага.

Более точное представление о результатах печати дают цветопробы, выполненные с готовых цветоделенных форм. В зависимости от фирмы-производителя, печать осуществляется на одной (Fuji Color Arts, DuPont Cromalin или ЗМ Matchprint) или нескольких (DuPont Chromacheck, 3M ColorKey) цветных прозрачных пленках. Такие "сухие" пробы позволяют адекватнее судить о цветах печати, правильности растрирования, цветоделения и треп-пинга. Тем не менее только печать на вашей бумаге покажет реальные цвета исходной печати.

Печатные цветопробы, т. е. деленные цветные оттиски, выполняемые с ваших фотоформ на дорогом и сложном оборудовании — цветопробном аппарате, — в настоящее время наиболее совершенный способ проверки фотоформ перед печатью в типографии. Оттиск производится офсетными красками на заказанной вами бумаге с ваших рабочих фотоформ. Таким образом, по отпечатку можно судить обо всех особенностях форм — цветопередаче, треппинге, качестве растрирования и прочих характеристиках. Именно так, как отпечатана цветопроба, должен быть отпечатан тираж, если в типографии ответственно отнесутся к своим обязанностям и не произойдет сбоя печатной машины. В принципе, вы получаете первую "настоящую" копию вашей публикации. Вот так она и будет выглядеть.

Эта технология очень дорога в связи с большими затратами времени и материалов на подготовку пробы и приладку форм. Советуем вам делать цветопробы на первых порах работы с сервис-бюро и типографией, пока вы не уверены в качестве их работы. Также можно сделать цветопробу в очень ответственном случае.

Условия для оценки цветовоспроизведения


Цветовосприятие очень сильно зависит от освещения. Оценку качества цветовоспроизведения следует производить при хорошем освещении, в некоторых сервис-бюро и типографиях имеются специальные колориметрические кабины со стандартным освещением. Как правило, условия освещения в колориметрической кабине соответствуют естественному свету в полдень.

Проверка цветоделенных пленок

Проверяя готовые цветоделенные пленки, обращайте внимание на следующее.

Общее качество пленок: отсутствие царапин, полос. Убедитесь, что прозрачные области действительно не содержат растра, а плотность сплошных заливок равномерна.
Проставлены все типы типографских меток и, при необходимости, дополнительные метки для разрезания малоформатных изданий (этикетки, билеты, листовки и т. п.).
Количество пленок точно соответствует предполагаемому количеству печатных красок. Все пленки маркированы и содержат информацию о цвете формы.
Правильность размеров страниц.
Объекты, печатающиеся навылет, действительно выходят за пределы меток обрезки.
Все объекты правильно разделены на формы.
Проверьте денситометром максимальную плотность черного.
Правильно ли сделаны выворотки.
Треппинг присутствует, и только там, где он предполагался. Поскольку на композитном оттиске не используется разделение цветов по слоям, границы цветовых объектов всегда стыкуются идеально и цветовые растяжки воспроизводятся без погрешностей. Отсутствие смешения красок на листе не позволяет выявить на композитном оттиске некоторые вызываемые этим явлением нежелательные эффекты.
Примечание

Если у вас есть полная версия Adobe Acrobat 5.0, то вы можете проверить качество треппинга, создав PDF-файл. Команда Overprint Preview (Просмотр наложения цветов) меню View (Просмотр) позволяет просмотреть результат треппинга в композитном оттиске.

Правильность углов растра и отсутствие муара. Муар (см. гл. 21) — типографский брак на растрированием изображении, возникающий из-за некорректного цветоделения. Возникновение муара на цветных изображениях связано с наложением цветных растров при офсетной печати. Печать на принтере осуществляется другими -.методами, и проследить возникновение муара невозможно.


Проверка публикации в типографии


Когда публикация "выходит из-под контроля" и ею начинают заниматься печатники, не следует опускать руки и ждать тиража. Кое-что вы можете сделать для проверки подготовки публикации даже на заключительном этапе.


Образцы краски и лака


Да простят нас типографы за то, что мы еще раз подчеркнем необходимость лишней проверки их действий. Для полной уверенности в правильном подборе красок для публикации (особенно плашечных) соберите их образцы Вначале попросите нанести образец краски на лист бумаги, подготовленный для печати тиража. Это делается при помощи специального ножа или резинового валика. Такой образец дает полное представление о том, как краска сочетается с бумагой.

Рекомендуем подобрать те сорта бумаги, которыми вы постоянно пользуетесь в издательской деятельности, и выполнить такие пробы краски в типографии — они дадут более достоверное представление о результатах цветной печати, чем стандартные "веерные" образцы плашечных цветов. Можно специально для этого составить публикацию PageMaker, в которой будут использованы все цвета и оттенки, с которыми вам приходится чаще всего работать, и пропустить ее через сервисное бюро, получив фотоформы, после чего напечатать эту специальную публикацию. Можно напечатать такую пробную публикацию совместно с какой-либо другой, воспользовавшись свободными краями типографских печатных форм. Обязательно проверьте, каким образом нанесение лака на оттиск меняет его внешний вид. Если вы пользуетесь лаком для глянцевания издания, проверьте, насколько темнее смотрятся под лаком образцы краски.

Проверка фотоформ в типографии


Технолог типографии обладает всеми знаниями, необходимыми для компетентной проверки фотоформ, изготовленных в сервисном бюро. Даже если фотоформы уже проходили выходной контроль в сервисном бюро, в типографии их могут проверить люди, сотни, а может быть, тысячи раз сравнивавшие фотоформы с полученными по ним на данной печатной машине оттисками.


Синьки


Синьки предназначены для проверки правильности подготовки сигнатуры (см. гл. 23) к фальцовке и обрезке. Это — единственный тип контрольного оттиска, по которому можно проверить правильность соответствия страниц при оборотной печати. Важность такой проверки очевидна для книг, но она важна и для брошюр, складывающихся "гармошкой", и даже для почтовых открыток. Представьте, например, открытку, передняя сторона которой ориентирована по горизонтали, а задняя — по вертикали.

Синьки выпускают методом светокопирования. Фотоформы собираются в сигнатуры, после чего экспонируются на светочувствительную бумагу методом контактной печати. Эти сигнатуры используются в технологическом процессе подготовки печатных форм. Таким образом, синька — это последний контрольный оттиск перед печатью. Поскольку перед выпуском синьки сигнатуры, составленные из печатных форм, соответствующих различным цветам, собираются в пакет, по синьке судят о правильности спускового макета для всех цветов. Сами же синьки, как нетрудно догадаться из их названия, имеют синий цвет.


Пробные оттиски с печатной машины


Даже если вам не приходилось работать с публикациями, предъявляющими особые требования к качеству воспроизведения цвета, постарайтесь хотя бы однажды поприсутствовать при выдаче пробного оттиска печатной машиной. Это лучший способ познакомиться с процессом переноса изображений на бумагу печатной машиной.

Постарайтесь заранее настроиться на сотрудничество с бригадой, обслуживающей печатную машину: ваша общая цель — получение наилучшего результата.

Вас приглашают в печатный цех к тому времени, когда подготовка машины должна быть завершена, поэтому постарайтесь не опаздывать. После запуска машины обычно выполняются технологические оттиски, по которым производится окончательная настройка. Внешне это выглядит как выбрасывание в брак листа за листом (при работе машины с листовой подачей) или метра за метром (машины с рулонной подачей) бумаги.

По завершении настройки машина закрывается и выпускается пробный оттиск. Нет времена пытаться найти в нем опечатки — это должно быть сделано давным-давно. На данном этапе вам необходимо убедиться в том, что все цвета воспроизведены достаточно точно и на оттиске отсутствуют очевидные дефекты. Вы должны завизировать контрольный оттиск, и в дальнейшем по нему будут выполняться все последующие настройки при печати тиража.

Как следует работать с контрольным оттиском? Задавайте вопросы технологу типографии и очень внимательно рассматривайте лист, сошедший с печатной машины.

Внимательно просмотрите весь контрольный оттиск и убедитесь, что цветовоспроизведение соответствует ранее утвержденному критерию точности. Если на оттиске имеются объекты, цвет которых должен быть воспроизведен с высокой точностью (логотипы компаний, образцы цвета для каталога системы цветов), сравните их с эталонами в условиях стандартного освещения. Не доверяйте собственной памяти.

Постарайтесь отыскать физические дефекты, возникшие в процессе печати. Морщины на оттиске, просачивание краски с противоположной стороны страницы, смазанные места, вызванные попаданием волос или грязи на печатные формы, кляксы, следы не до конца высохшей краски, перешедшей с соседнего листа, — наиболее распространенные дефекты.

К проверке контрольного оттиска следует подходить очень ответственно. Постарайтесь максимально сконцентрироваться, чтобы не пропустить каких-либо ошибок. Помните, что грубая ошибка на этом этапе загубит весь тираж. Сосредоточьтесь на выявлении тех огрехов, которые может исправить печатник, таких как плотность красок, цветовой баланс и равномерность покрытия. При проверке ответственных изданий используйте денситометр.

Примечание

Имейте при себе образцы цвета для сравнения с контрольным оттиском. Если публикация предъявляет повышенные требования к качеству цветовоспроизведения, принесите с собой оригинал. Если на оттиске имеется фотография какого-либо изделия, лучше сравнить оттиск непосредственно с этим изделием. Обязательно имейте при себе ранее сделанные образцы красок. Если проверяется не первый контрольный оттиск, принесите ранее сделанные и завизированные контрольные оттиски.

Лучше всего, когда оригиналы или образцы предъявляются в типографию в самом начале сотрудничества с ней. На этапе передачи фотоформ и контрольных оттисков в типографию их предъявление просто обязательно. В идеальном варианте типография должна располагать собственным набором образцов.



Сигнальный экземпляр


При работе с многостраничными документами типографии выпускают сигнальные экземпляры — сфальцованные контрольные оттиски, позволяющие проверить спусковые макеты после фальцовки и обрезки. Это уже настоящая книжка, именно такой вид будет иметь весь тираж. Сигнальные экземпляры присылают в издательство. После проверки издательства на них ставятся печать типографии и подпись ответственного за выпуск. После утверждения сигнальных экземпляров печатается тираж книги.

с технологией выпуска печатной продукции



Более подробно с технологией выпуска печатной продукции вы можете ознакомиться в гл. 23 и 24. Разумеется, для проведения качественной корректуры цветных изданий необходимо изучить основы теории цвета, рассмотренные в гл. 19. При выпуске многостраничных публикаций вам понадобится материал гл. 17.

Важность этапа корректуры для публикации невозможно переоценить. При тщательно организованной системе всесторонней проверки качества продукции вы сэкономите массу времени, нервов и денег — своих, своего начальника и клиента.