Графический интерфейс GDI в Microsoft Windows

         

Приложение PALETTE


Для демонстрации методов работы с цветовыми палитрами мы подготовили приложение PALETTE. Это приложение создает палитру из 256 градаций серого цвета и рисует в своем окне вертикальные прямоугольники с использованием палитры.

На рис. 3.8 изображен внешний вид окна приложения PALETTE. Из-за ограниченных возможностей типографии вместо плавных переходов оттенков серого на этом рисунке использованы смешанные цвета. Кстати, если вы запустите приложение PALETTE в стандартном режиме VGA с использованием 16 цветов, внешний вид окна на экране монитора будет полностью соответствовать рис. 3.8.

Рис. 3.8. Окно приложения PALETTE

Перед началом работы приложение выводит на экран диалоговую панель, в которой сообщает о том, используется ли в текущем видеорежиме механизм цветовых палитр и каков размер системной палитры.

Вы можете попробовать работу этого приложения в различных видеорежимах, убедившись в том, что оно работает правильно во всех видеорежимах, кроме стандартного режима VGA. В последнем случае вместо оттенков серого цвета используются смешанные цвета.

В режиме среднего цветового разрешения используется механизм цветовых палитр. Если же вы запустите приложение в режиме высокого цветового разрешения, несмотря на то, что палитры не используются, приложение по-прежнему будет рисовать правильное изображение.

На дискете, которая продается вместе с книгой, в каталоге palette есть несколько bmp-файлов, содержащих 256-цветные изображения. Загружая эти изображения в графический редактор Paint Brush, вы сможете изменить системную палитру и посмотреть, как это отразится на окне приложения PALETTE.

Запустите приложения PALETTE и Paint Brush. Измените размеры окон этих приложений так, чтобы окна были видны одновременно. Затем загрузите в приложение Paint Brush изображение sky.bmp. Вы увидите, что внешний вид окна приложения PALETTE изменился. Переключитесь на приложение PALETTE. Внешний вид его окна восстановится, но качество изображения в окне Paint Brush ухудшится.

Описанное явление возникает из за того, что размер системной палитры цветов равен 256.
Когда вы загружаете в Paint Brush файл sky.bmp, системная палитра изменяется так, чтобы наилучшим образом соответствовать цветам изображения. Если при этом было запущено приложение PALETTE (создающее свою собственную палитру из 256 градаций серого цвета), и оно находится в фоновом режиме, для него используется фоновый алгоритм реализации палитры.

В первую очередь будут удовлетворен запрос на системную палитру для активного приложения (Paint Brush), а затем уже фонового (PALETTE).

Проследите, как изменяется внешний вид окна приложения PALETTE при загрузке других bmp-файлов, имеющихся на дискете в каталоге palette. Обратите внимание, что при загрузке файла gray.bmp качество изображения в окне PALETTE практически не изменяется, так как изображение gray.bmp содержит только оттенки серого цвета.

Обратимся теперь к исходному тексту приложения PALETTE (листинг 3.3).

Листинг 3.3. Файл palette/palette.cpp



// ---------------------------------------- // Приложение PALETTE // Демонстрация использования цветовых палитр // ----------------------------------------

#define STRICT #include <windows.h> #include <windowsx.h> #include <mem.h>

// Размер создаваемой логической палитры #define PALETTESIZE 256

// Прототипы функций BOOL InitApp(HINSTANCE); LRESULT CALLBACK _export WndProc(HWND, UINT, WPARAM, LPARAM); void PaletteInfo(void);

// Имя класса окна char const szClassName[] = "PaletteClass";

// Заголовок окна char const szWindowTitle[] = "Palette Demo";

// Размеры внутренней области окна short cxClient, cyClient;

// Идентификаторы палитр HPALETTE hPal, hOldPalette;

// Указатель на логическую палитру NPLOGPALETTE pLogPal;

// ===================================== // Функция WinMain // ===================================== #pragma argsused

int PASCAL WinMain(HINSTANCE hInstance, HINSTANCE hPrevInstance, LPSTR lpszCmdLine, int nCmdShow) { MSG msg; // структура для работы с сообщениями HWND hwnd; // идентификатор главного окна приложения



// Инициализируем приложение if(!hPrevInstance) if(!InitApp(hInstance)) return FALSE;

// Выводим сведения о палитре PaletteInfo();

// После успешной инициализации приложения создаем // главное окно приложения hwnd = CreateWindow( szClassName, // имя класса окна szWindowTitle, // заголовок окна WS_OVERLAPPEDWINDOW, // стиль окна CW_USEDEFAULT, // задаем размеры и расположение CW_USEDEFAULT, // окна, принятые по умолчанию CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT, 0, 0, hInstance, NULL);

// Если создать окно не удалось, завершаем приложение if(!hwnd) return FALSE;

// Рисуем главное окно ShowWindow(hwnd, nCmdShow); UpdateWindow(hwnd);

// Запускаем цикл обработки сообщений while(GetMessage(&msg, 0, 0, 0)) { DispatchMessage(&msg); } return msg.wParam; }

// ===================================== // Функция InitApp // Выполняет регистрацию класса окна // =====================================

BOOL InitApp(HINSTANCE hInstance) { ATOM aWndClass; // атом для кода возврата WNDCLASS wc; // структура для регистрации // класса окна // Записываем во все поля структуры нулевые значения memset(&wc, 0, sizeof(wc));

wc.lpszMenuName = NULL; wc.style = CS_HREDRAW | CS_VREDRAW; wc.lpfnWndProc = (WNDPROC) WndProc; wc.cbClsExtra = 0; wc.cbWndExtra = 0; wc.hInstance = hInstance; wc.hIcon = LoadIcon(NULL, IDI_APPLICATION); wc.hCursor = LoadCursor(NULL, IDC_ARROW); wc.hbrBackground = (HBRUSH)GetStockObject(WHITE_BRUSH); wc.lpszClassName = (LPSTR)szClassName;

// Регистрация класса aWndClass = RegisterClass(&wc);

return (aWndClass != 0); }

// ===================================== // Функция WndProc // =====================================

LRESULT CALLBACK _export WndProc(HWND hwnd, UINT msg, WPARAM wParam, LPARAM lParam) { HDC hdc; PAINTSTRUCT ps;

switch (msg) { case WM_CREATE: { int i;

// Получаем память для палитры pLogPal = (NPLOGPALETTE) LocalAlloc(LMEM_FIXED, (sizeof (LOGPALETTE) + (sizeof (PALETTEENTRY) * (PALETTESIZE))));

// Заполняем заголовок палитры pLogPal->palVersion = 0x300; pLogPal->palNumEntries = PALETTESIZE;



// Заполняем палитру градациями // серого цвета for (i=0; i < 256; i++) { pLogPal->palPalEntry[i].peRed = pLogPal->palPalEntry[i].peGreen = pLogPal->palPalEntry[i].peBlue = i; pLogPal->palPalEntry[i].peFlags = 0; }

// Создаем логическую палитру hPal = CreatePalette((LPLOGPALETTE) pLogPal); return 0; }

// При изменении размеров окна сохраняем // новые значения для ширины и высоты case WM_SIZE: { cxClient = LOWORD(lParam); cyClient = HIWORD(lParam); return 0; }

// Рисование в окне case WM_PAINT: { RECT rc; int i, nWidth; HBRUSH hBrush;

// Получаем контекст отображения для // рисования во внутренней области окна hdc = BeginPaint(hwnd, &ps);

// Выбираем палитру hOldPalette = SelectPalette(hdc, hPal, FALSE);

// Реализуем логическую палитру RealizePalette(hdc);

// Координаты первого прямоугольника nWidth = 2; rc.left = rc.top = 0; rc.right = nWidth; rc.bottom = cyClient;

// Рисуем 256 прямоугольников во внутренней // области окна for (i=0; i < 256; i++) { // Выбираем кисть. Вы можете использовать одну из // двух приведенных ниже строк, переместив символ // комментария

// Косвенная ссылка на палитру // hBrush = CreateSolidBrush(PALETTERGB(i, i, i));

// Прямая ссылка на палитру hBrush = CreateSolidBrush(PALETTEINDEX(i));

// Закрашиваем прямоугольную область FillRect(hdc, &rc, hBrush);

// Координаты следующего прямоугольника rc.left = rc.right; rc.right += nWidth;

// Удаляем кисть DeleteBrush(hBrush); }

// Выбираем старую палитру SelectPalette(hdc, hOldPalette, TRUE);

// Освобождаем контекст отображения EndPaint(hwnd, &ps); return 0; }

// Это сообщение приходит при изменении // системной палитры. Наше приложение в ответ // на это сообщение заново реализует свою логическую // палитру и при необходимости перерисовывает окно case WM_PALETTECHANGED: { // Если это не наше окно, передаем управление // обработчику сообщения WM_QUERYNEWPALETTE if (hwnd == (HWND) wParam) break; }

// В ответ на это сообщение приложение должно // реализовать свою логическую палитру и // обновить окно case WM_QUERYNEWPALETTE: { HDC hdc; HPALETTE hOldPal; int nChanged;



// Выбираем логическую палитру в // контекст отображения hdc = GetDC(hwnd);

// При обработке сообщения WM_QUERYNEWPALETTE // палитра выбирается для активного окна, // а при обработке сообщения WM_PALETTECHANGED - // для фонового hOldPal = SelectPalette(hdc, hPal, (msg == WM_QUERYNEWPALETTE) ? FALSE : TRUE);

// Реализуем логическую палитру и выбираем // ее в контекст отображения nChanged = RealizePalette(hdc); SelectPalette(hdc, hOldPal, TRUE);

// Освобождаем контекст отображения ReleaseDC(hwnd, hdc);

// Если были изменения палитры, // перерисовываем окно if(nChanged) InvalidateRect(hwnd, NULL, TRUE);

return nChanged; }

case WM_DESTROY: { // Удаляем созданную нами // логическую палитру DeletePalette(hPal);

// Освобождаем память, выделенную для палитры LocalFree(pLogPal);

PostQuitMessage(0); return 0; }

default: break; } return DefWindowProc(hwnd, msg, wParam, lParam); }

// -------------------------------------------------------- // Функция PaletteInfo // Вывод некоторых сведений о палитре // --------------------------------------------------------

void PaletteInfo(void) { HDC hdc; int iPalSize, iRasterCaps; char szMsg[256]; char szPal[20];

// Получаем контекст отображения для // всего экрана hdc = GetDC(NULL);

// Определяем размер палитры и слово, // описывающее возможности драйвера // видеоконтроллера как растрового устройства iPalSize = GetDeviceCaps(hdc, SIZEPALETTE); iRasterCaps = GetDeviceCaps(hdc, RASTERCAPS);

// Проверяем, используется ли механизм палитр if(iRasterCaps & RC_PALETTE) { iRasterCaps = TRUE; lstrcpy(szPal, "используются"); } else { iRasterCaps = FALSE; lstrcpy(szPal, "не используются"); }

// Освобождаем контекст отображения ReleaseDC(NULL, hdc);

// Выводим сведения о палитре wsprintf(szMsg, "Палитры %s\n" "Размер системной палитры: %d\n", (LPSTR)szPal, iPalSize);

MessageBox(NULL, szMsg, "Palette Demo", MB_OK); }

В начале файла определена константа PALETTESIZE, значение которой равно размеру создаваемой приложением логической палитры:



#define PALETTESIZE 256

Для того чтобы можно было запустить несколько копий приложения PALETTE, мы выполняем регистрацию класса окна только для первой копии приложения:

if(!hPrevInstance) if(!InitApp(hInstance)) return FALSE;

После регистрации класса окна вызывается функция PaletteInfo, которая предназначена для определения факта использования палитр в текущем видеорежиме.

Получив контекст отображения для всего экрана видеомонитора, эта функция вызывает функцию GetDeviceCaps, определяя размер системной палитры и растровые возможности устройства вывода (в данном случае, драйвера видеомонитора):

iPalSize = GetDeviceCaps(hdc, SIZEPALETTE); iRasterCaps = GetDeviceCaps(hdc, RASTERCAPS);

Если используется цветовые палитры, в слове iRasterCaps должен быть установлен бит RC_PALETTE:

if(iRasterCaps & RC_PALETTE) { iRasterCaps = TRUE; lstrcpy(szPal, "используются"); } else { iRasterCaps = FALSE; lstrcpy(szPal, "не используются"); }

На обработчик сообщения WM_CREATE возложена задача создания палитры.

Прежде всего заказываем память для структуры, содержащей палитру:

pLogPal = (NPLOGPALETTE) LocalAlloc(LMEM_FIXED, (sizeof (LOGPALETTE) + (sizeof (PALETTEENTRY) * (PALETTESIZE))));

Размер нужного буфера равен размеру структуры LOGPALETTE (заголовок палитры), плюс размер самой палитры, равный количеству элементов (PALETTESIZE), умноженному на размер одного элемента (sizeof (PALETTEENTRY) ).

В заголовке палитры необходимо заполнить два поля - версию и размер палитры:

pLogPal->palVersion = 0x300; pLogPal->palNumEntries = PALETTESIZE;

Далее обработчик сообщения WM_PAINT заполняет в цикле всю палитру оттенками серого, причем в поле peFlags записывается нулевое значение (для использования стандартного алгоритма реализации цветовой палитры):

for (i=0; i < 256; i++) { pLogPal->palPalEntry[i].peRed = pLogPal->palPalEntry[i].peGreen = pLogPal->palPalEntry[i].peBlue = i; pLogPal->palPalEntry[i].peFlags = 0; }

После заполнения структуры данных вызывается функция CreatePalette, создающая палитру:



hPal = CreatePalette((LPLOGPALETTE) pLogPal);

В глобальную переменную hPal записывается идентификатор созданной логической палитры.

Обработчик сообщения WM_SIZE определяет и сохраняет размеры внутренней области окна приложения, необходимые для рисования.

Рисование выполняется, как и следовало ожидать, при обработке сообщения WM_PAINT.

После получения контекста отображения приложение выбирает в него и реализует логическую палитру:

hOldPalette = SelectPalette(hdc, hPal, FALSE); RealizePalette(hdc);

Далее приложение в цикле рисует 256 прямоугольников шириной 2 пиксела. Высота этих прямоугольников равна высоте внутренней области окна приложения. Для каждого прямоугольника создается кисть, причем цвет кисти определяется как ссылка на элемент логической палитры с использованием макрокоманды PALETTEINDEX:

for (i=0; i < 256; i++) { hBrush = CreateSolidBrush(PALETTEINDEX(i)); FillRect(hdc, &rc, hBrush); rc.left = rc.right; rc.right += nWidth; DeleteBrush(hBrush); }

После использования кисти она удаляется.

Вы можете попробовать создавать кисть при помощи макрокоманды PALETTERGB:

hBrush = CreateSolidBrush(PALETTERGB(i, i, i));

Перед возвращением управления обработчик сообщения WM_PAINT выбирает в контекст отображения старую палитру:

SelectPalette(hdc, hOldPalette, TRUE);

Рассмотрим теперь обработчики сообщений WM_PALETTECHANGED и WM_QUERYNEWPALETTE.

Обработчик сообщения WM_PALETTECHANGED получает управление, когда какое-либо приложение изменяет системную палитру. Так как наше приложение тоже может изменить системную палитру, оно также может выступать инициатором рассылки этого сообщения.

Параметр wParam сообщения WM_PALETTECHANGED содержит идентификатор окна приложения, изменившего палитру. Если этот параметр равен идентификатору нашего окна, ничего делать не надо, поэтому мы просто выходим из функции окна:

case WM_PALETTECHANGED: { if (hwnd == (HWND) wParam) break; }

В противном случае управление передается обработчику сообщения WM_QUERYNEWPALETTE, который выполняет реализацию логической палитры приложения и перерисовку окна.



Если бы мы при обработке сообщения WM_PALETTECHANGED не выполнили проверку идентификатора окна, инициировавшего изменение системной палитры, а просто реализовали палитру приложения, это привело бы к "зацикливанию" приложения (так как в ответ на изменение палитры наше окно снова получит сообщение WM_PALETTECHANGED).

Теперь займемся обработчиком сообщения WM_QUERYNEWPALETTE. Для нашего приложения он выполняет почти те же самые действия, что и обработчик сообщения WM_PALETTECHANGED, поэтому для экономии места мы объединили эти обработчики.

При получении сообщения WM_QUERYNEWPALETTE или WM_PALETTECHANGED (как результата изменения системной палитры другим приложением) наше приложение получает контекст отображения и выбирает в него логическую палитру:

hOldPal = SelectPalette(hdc, hPal, (msg == WM_QUERYNEWPALETTE) ? FALSE : TRUE);

Заметьте, что для сообщения WM_QUERYNEWPALETTE палитра выбирается как для активного окна, а для WM_PALETTECHANGED - как для фонового.

Затем палитра реализуется в контексте отображения:

nChanged = RealizePalette(hdc);

После этого мы выбираем в контекст отображения старую палитру и освобождаем контекст отображения:

SelectPalette(hdc, hOldPal, TRUE); ReleaseDC(hwnd, hdc);

Если реализация логической палитры нашим приложением привела к изменению системной палитры, необходимо перерисовать окно. Для этого приложение вызывает функцию InvalidateRect:

if(nChanged) InvalidateRect(hwnd, NULL, TRUE);

Перед завершением работы приложение удаляет созданную логическую палитру и освобождает созданный для нее блок памяти (блок памяти можно было освободить и сразу после создания логической палитры):

DeletePalette(hPal); LocalFree(pLogPal);

Файл определения модуля для приложения PALETTE приведен в листинге 3.4.

Листинг 3.4. Файл palette/palette.def

; ============================= ; Файл определения модуля ; ============================= NAME PALETTE DESCRIPTION 'Приложение PALETTE, (C) 1994, Frolov A.V.' EXETYPE windows STUB 'winstub.exe' STACKSIZE 8120 HEAPSIZE 1024 CODE preload moveable discardable DATA preload moveable multiple


Содержание раздела