Графический интерфейс GDI в Microsoft Windows

         

Формат bmp-файлов Windows


Формат bmp-файлов для операционной системы Windows версий 3.0 и 3.1 представлен на рис. 4.4 (в более старых версиях bmp-файлы содержали битовые изображения в формате DDB).

Рис. 4.4. Формат bmp-файла для Windows версии 3.х

Файл, содержащий битовое изображение, начинается со структуры BITMAPFILEHEADER. Эта структура описывает тип файла и его размер, а также смещение области битов изображения.

Сразу после структуры BITMAPFILEHEADER в файле следует структура BITMAPINFO, которая содержит описание изображения и таблицу цветов. Описание изображения (размеры изображения, метод компрессии, размер таблицы цветов и т.д.) находится в структуре BITMAPINFOHEADER. В некоторых случаях (не всегда) в файле может присутствовать таблица цветов (как массив структур RGBQUAD), присутствующих в изображении.

Биты изображения обычно располагаются сразу после таблицы цветов. Точное значение смещения битов изображения находится в структуре BITMAPFILEHEADER.

Структура BITMAPFILEHEADER , а также указатели на нее, описаны в файле windows.h:

typedef struct tagBITMAPFILEHEADER { UINT bfType; DWORD bfSize; UINT bfReserved1; UINT bfReserved2; DWORD bfOffBits; } BITMAPFILEHEADER; typedef BITMAPFILEHEADER* PBITMAPFILEHEADER; typedef BITMAPFILEHEADER FAR* LPBITMAPFILEHEADER;

Структура BITMAPFILEHEADER одинакова как для bmp-файлов Windows, так и для bmp-файлов оболочки Presentation Manager (рис. 4.5). И в том, и в другом случае она расположена в начале файла и обычно используется для идентификации типа файла.

Приведем описание полей этой структуры.



Поле Описание
bfType Тип файла. Поле содержит значение 0x4D42 (текстовая строка "BM"). Анализируя содержимое этого поля, приложение может идентифицировать файл как содержащий битовое изображение
bfSize Размер файла в байтах. Это поле может содержать неправильное значение, так как в SDK для Windows версии 3.0 поле bfSize было описано неправильно (утверждалось, что это поле содержит размер файла в двойных словах). Обычно содержимое этого поля игнорируется, так как из-за ошибки в документации старые приложения устанавливали в этом поле неправильное значение
bfReserved1 Зарезервировано, должно быть равно 0
bfReserved2 Зарезервировано, должно быть равно 0
bfOffBits Смещение битов изображения от начала файла в байтах. Область изображения не обязательно должна быть расположена сразу вслед за заголовками файла или таблицей цветов (если она есть)
<
В структуре BITMAPFILEHEADER для нас важны два поля - поле bfType, определяющее тип файла, и поле bfOffBits, определяющее смещение битов, из которых формируется изображение. Остальные поля можно проигнорировать. В частности, размер файла нетрудно определить средствами файловой системы MS-DOS.

Сразу после структуры BITMAPFILEHEADER в bmp-файле расположена структура BITMAPINFO (для изображений Windows) или BITMAPCOREINFO (для изображений Presentation Manager).

Структура BITMAPINFO и указатели на нее описаны в файле windows.h следующим образом:

typedef struct tagBITMAPINFO { BITMAPINFOHEADER bmiHeader; RGBQUAD bmiColors[1]; } BITMAPINFO; typedef BITMAPINFO* PBITMAPINFO; typedef BITMAPINFO FAR* LPBITMAPINFO;

Структура BITMAPINFOHEADER описывает размеры и способ представления цвета в битовом изображении:

typedef struct tagBITMAPINFOHEADER { DWORD biSize; LONG biWidth; LONG biHeight; WORD biPlanes; WORD biBitCount; DWORD biCompression; DWORD biSizeImage; LONG biXPelsPerMeter; LONG biYPelsPerMeter; DWORD biClrUsed; DWORD biClrImportant; } BITMAPINFOHEADER; typedef BITMAPINFOHEADER* PBITMAPINFOHEADER; typedef BITMAPINFOHEADER FAR* LPBITMAPINFOHEADER;

Опишем назначение отдельных полей этой структуры.

Поле Описание
biSize Размер структуры BITMAPINFOHEADER в байтах
biWidth Ширина битового изображения в пикселах
biHeight Высота битового изображения в пикселах
biPlanes Количество плоскостей в битовом изображении. Содержимое этого поля должно быть равно 1
biBitCount Количество битов на один пиксел. Может быть равно 1, 4, 8 или 24. Для новых 16- и 32-битовых форматов файлов DIB, используемых в Windows NT, в этом поле могут находиться также значения 16 и 32
biCompression Метод компрессии. Может принимать одно из следующих значений:BI_RGB - компрессия не используетсяBI_RLE4 - компрессия изображений, в которых для представления пиксела используется 4 бита. При использовании этого метода компрессии содержимое поля biBitCount должно быть равно 4BI_RLE8 - компрессия изображений, в которых для представления пиксела используется 8 бит. При использовании этого метода компрессии содержимое поля biBitCount должно быть равно 8BI_BITFIELDS - другой формат компрессии. Это значение используется для Windows NT. Соответствующая константа описана в файле windows.h, который поставляется вместе со средствами разработки приложений Windows NT
biSizeImage Размер изображения в байтах. Это поле содержит размер, необходимый для хранения разжатого изображения. Если компрессия не используется (в поле biCompression находится значение BI_RGB), содержимое поля biSizeImage может быть равно 0
biXPelsPerMeter Разрешение устройства вывода по горизонтали в пикселах на метр, необходимое для вывода битового изображения без искажений. Это поле используется не всегда. Если оно не используется, в нем следует установить нулевое значение.
biYPelsPerMeter Разрешение устройства вывода по вертикали в пикселах на метр, необходимое для вывода битового изображения без искажений. Это поле, как и предыдущее, используется не всегда. Если оно не используется, в нем следует установить нулевое значение
biClrUsed Размер таблицы цветов. Это поле определяет размер массива структур RGBQUAD (рис. 4.4), расположенного в файле сразу после структуры BITMAPINFOHEADER. Если в этом поле находится нулевое значение, размер таблицы цветов зависит от количества бит, используемых для представления цвета одного пиксела (поле biBitCount)
biClrImportant Количество цветов, необходимое для отображения файла без искажений. Обычно в этом поле находится нулевое значение, в этом случае важны все цвета
<


Сразу после структуры BITMAPINFOHEADER в фале может находиться таблица цветов. Эта таблица содержит массив структур RGBQUAD :

typedef struct tagRGBQUAD { BYTE rgbBlue; BYTE rgbGreen; BYTE rgbRed; BYTE rgbReserved; } RGBQUAD; typedef RGBQUAD FAR* LPRGBQUAD;

Поля rgbBlue, rgbGreen и rgbRed содержат RGB-компоненты цветов, поле rgbReserved зарезервировано и должно содержать нулевое значение.

Как мы уже говорили, файл битового изображения может содержать таблицу цветов, а может и не содержать ее. Приведем зависимость размера таблицы цветов в зависимости от значения поля biBitCount (количество бит, используемых для представления одного пиксела):

Значение biBitCount Размер таблицы цветов
1 2
4 16
8 256
24 не используется
Если содержимое поля biClrUsed отлично от нуля, используется таблица цветов уменьшенного размера. В ней описаны только те цвета, которые содержатся в изображении.


Содержание раздела