Операционные системы. Управление ресурсами


Классификация и предварительный обзор операционных систем - часть 2


При работе системы в пакетном режиме целью, к которой стремится ОС, является повышение пропускной способности - обслуживание как можно большего числа заданий в единицу времени. Поскольку аппаратная архитектура большинства вычислительных систем допускает параллельное функционирование центрального процессора и каналов ввода-вывода, очевидным представляется программное решение, использующее это распараллеливание: один процесс выполняется на центральном процессоре, в то время как другой (другие) работает с каналом (каналами) ввода-вывода. С заменой перфокарточных и перфоленточных устройств ввода на терминалы стал активно развиваться интерактивный режим. Понятие "задание" (job) сменяется понятием "сеанс" (session). В отличие от задания, в котором исходные данные готовились до начала выполнения программы и вводились в ЭВМ вместе с программой, в сеансе эти данные вводятся уже в ходе выполнения, зачастую они просто не могут быть подготовлены заранее. Пока в одном сеансе происходит подготовка и ввод данных, система может обслуживать другие сеансы. Поскольку ввод данных, выполняемый оператором или пользователем, - процесс очень медленный, уровень мультипрограммирования (количество параллельно выполняемых процессов) в такой системе значительно повышается. При управлении ресурсами в интерактивном режиме на передний план выдвигается цель справедливого обслуживания: обеспечение минимальной дисперсии времени ответа системы на ввод данных пользователем и приемлемого времени ожидания ответа.

Разновидностью интерактивного режима можно считать вычисления в режиме клиент/сервер [25]. В этом режиме управление каким-либо ресурсом (например, базой данных) осуществляется отдельным процессом (возможно, и отдельным компьютером в сети) - сервером. Приложения-клиенты - для получения доступа к ресурсу обращаются к серверу. При любой обработке данных имеются три основных уровня манипулирования данными, как показано на рисунке 1.2:

  • хранение данных;
  • бизнес-логика, т.е. выборка и обработка данных для нужд прикладной задачи;
  • представление данных и результатов обработки конечному пользователю.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин